"Война нервов" на оккупированных территориях
Захватнические действия России на Донбассе из агрессивных перешли в фазу тлеющих перемирий. Пусть в некоторой степени условных, но все-таки перемирий.
Местные жители стали приводить в порядок жилища и отправлять детей в школу.
Однако, российская сторона использует мирный этап по-своему: на оккупированную территорию под ширмой гуманитарной помощи въезжают колонны автомобилей, происходит перегруппировка боевых подразделений, идет сосредоточение тяжелой техники вдоль границы с Украиной, формируется полная военная инфраструктура со складами, госпиталями, ремонтными базами, лагерями.
Силы информационных операций в оккупированном Донбассе также наращивают свой ресурс.
Как стало недавно известно, Россия приступила к формированию информационно-психологических структур на оккупированных территориях.
Старая истина гласит, что прежде, чем захватить город, нужно получить лояльность населения.
Сегодняшняя реальность вывела другое правило – оккупировать можно только территорию, а народ оккупировать нереально.
Попытки овладеть доверием народа и создать положительное мнение об оккупационной власти на Донбассе заняли приоритетные позиции в списке задач кремлевских спецслужб.
Повышенная заинтересованность российской стороны в овладении информационным пространством на захваченных территориях объясняется ее стремлением сформировать необходимое мнение у населения Донбасса.
В этой связи, Россию смело можно признавать стороной конфликта, и этому есть свои свидетельства.
Война Москвы за народное доверие Донбасса
Российские оккупационные силы, пытаясь создать образ народного ополчения Донбасса, всяческими методами стараются заработать доверие у местного населения.
На протяжении нескольких месяцев, российское командование для проведения информационных операций создало специальные части информационно-психологического влияния на востоке Украины:
группы специальных журналистов (8-10 отдельных групп) – готовящие материал для российских информационных каналов «Россия», «EuroNews», «LifeNews», «НТВ»; «РЕН ТВ», «Первый канал», «Звезда» и др. Это команды по 3-4 чел. Их задача – создание материала пропагандистской направленности для российской и зарубежной аудитории. В их работе очень часто применяются неправдивые факты и ложные свидетельства. Именно благодаря их «талантам» возникают идеи с «распятым мальчиком», легенды о «замученных детях» и «расстрелянных женщинах».
оперативные группы психологических операций (4-6 групп ПсО) – представляют собой мобильные подразделения из отряда психологических операций группировки российских войск на Донбассе. Их состав до 3-7 чел. На территории оккупированного Донбасса они выполняют задачи по устной пропаганде, работе с местным населением, а также по мониторингу информации морально-психологического характера. Они не носят военную форму и действуют под прикрытием социальных служб, журналистов, представителей общественных организаций, фондов помощи пострадавших и прочее.
Главной задачей таких групп является выявление среди местных жителей лиц с выраженными лидерскими качествами и формирование из них пропагандистских ячеек. Через такие элементы информационного влияния, как правило, потом будут распускаться слухи и доводиться необходимая информация до местной аудитории. Со временем, пропагандистское звено трансформируется в пророссийскую общественную организацию и будет финансироваться из Кремля.
Кроме этого, для информационного влияния на население Донбасса российские спецслужбы создали широкий набор средств для ведения пропаганды:
В луганском регионе:
·телевидение – канал «Луганск-24»,
·FM-радио:
88.10 МГц – Радио «Казачий Дон» (Каменск-Шахтинский)
90.50 МГц – «Донская волна» (Каменск-Шахтинский)
91.00 МГц – «Радио «Маяк» (Каменск-Шахтинский)
102.50 МГц – «Радио Новороссии» (Стаханов)
107.90 МГц – «Радио Новороссии» (Луганск)
·общественно-политическая газета – «ХХІ век» и сайт «xxivek.net»
·электронные СМИ – lugansk-online.info, novorosinform.org, novorossia.su
·общественные организации – «Мир Луганщине», «Луганский экономический союз», «Народный союз»
В донецком регионе:
·ТВ каналы – «Новороссия TV», «1-й республиканский телеканал», «Оплот ТВ»
·FM-радио:
90.50 МГц – «Радио ДНР» с включением «Вести FM»
99.00 МГц – «Радио ДНР» с включением «Вести FM»
100.50 МГц – «Голос России»
106.00 МГц – «Авторадио»
·газеты – «Макеевский рабочий», «Донецкий кряж», «Муниципальная газета», «Голос народа», «Кочегарка», «Родина»
·электронные СМИ – komitet.net.ua, vostok-ua.ru, sninform.org.ua, dnr.today, rusvesna.su.
·общественные организации – «Донецкая Республика», «Свободный Донбасс»
При этом, средства пропаганды оккупированного Донбасса завязаны в единую информационную систему. Характерной особенностью этой системы являются попытки выстроить структуру по «кремлевской кальке»:
а) телевидение: использование логотипа и цветового оформления студии ТК «Луганск 24» по стилю российских телеканалов ВГТРК: «Россия 1» и «Россия 24»
Несложно найти общие черты сходства логотипов: в правом верхнем углу надпись в синем прямоугольнике белыми буквами «Луганск 24» идеально повторяет логотип «Россия 1» или «Россия 24». «Роспатент» в 2010 г. зарегистрировал этот логотип на ВГТРК. Это значит, что по всем юридическим нормам РФ, логотип защищен правом интеллектуальной собственности компании-владельца. Однако, претензии за нарушения прав интеллектуальной собственности никто не предъявлял. Открытое и свободное использование телевизионным каналом «Луганск 24» логотипа крупнейшего государственного информационного холдинга России дает основания полагать, что луганское телевидение находится под протекторатом ВГТРК.
По очень схожей схеме российская телекомпания «Звезда» взяла «шефство» над каналом «Новороссия TV». Донецкие журналисты из-за сильного сходства телевизионных «двойников» в шутку называют свой канал «донецкий клон московской «Звезды».
б) радиовещание: использование в радиовещании FM-диапазона включений или прямой ретрансляции популярных российских радиостанций
В эфире «новоросских» радиостанций часто звучат передачи
- «Голоса России» – Российская государственная радиовещательная компания «Голос России»
- «Маяк» и «Вести FM» – Всероссийская государственная телевизионная радио- корпорация;
- «Авторадио» – «Газпром-Медиа Холдинг»
Особенностью FM-вещания есть исключительно российская риторика. Новости и комментарии событий несут только кремлевскую позицию, а все обсуждаемые проблемы рассматриваются под призмой московской политики. При этом, в новостях нередко используется дезинформационные сообщения и слухи, а в объявлениях часто звучат призывы о вступлении в «ряды ополченцев».
в) интернет-источники: открытая информационная поддержка Россией медийных проектов «Новороссии»
Сайт «Юговосток» (vostok-ua.ru) был создан в апреле 2014 г. якобы по инициативе журналистов юго-востока Украины. Однако, выдал адрес редакции – г.Москва ул. Мясницкая д. 16 оф. 407. И, что характерно, руководитель проекта также работает в Москве – некто Д. Мазаева.
Сайт «Новороссия» (novorossia.today) для поддержки своей работы просит переводить денежные средства на лицевой счет в Балтийский банк, в г.Ростов-на-Дону, ул. Зорге, 37.
Ресурс «Русская весна» (rusvesna.su) также не скрывает своего российского финансирования через «Сбербанк России» в г.Москве.
г) общественные организации: откровенно-кремлевская направленность общественных организаций «Новороссии»
«Донецкая Республика» открыто заявляет о своем московском покровителе А.Дугине – путинском пропагандисте «неоевразийского» движения, основателя идеи Евразийского союза. Свою поддержку и обкатку «Донецкая республика» прошла в Москве в 2012 г. под крылом радикальной организации Дугина «Евразийский союз молодежи». Но уже в апреле 2014 г. «Донецкая Республика» наряду с «Православным Донбассом» во всех СМИ прозвучали как «незарегистрированные организации». Тогда они проводили агитацию за присоединение «ДНР» к России. Зато теперь эта организация трансформировалась в политическую силу «Новороссии» и продолжает поддерживать контакты с Дугиным.
«Свободный Донбасс», как организация, была зарегистрирована в «ДНР» по рекомендации Кремля за три недели до выборов. Она должна была сыграть роль политического противовеса «Донецкой Республике» в выборном процессе «ДНР».
«Луганский экономический союз», «Мир Луганщине» и «Народный союз» – это даже не партии, а общественные объединения, которые созданы в канун выборов. Как говорят сами луганчане, схема ухода от политических мотивов к общественным организациям в «ЛНР» придумана Москвой. Очевидно, здесь Кремль преследовал цель создать «самую народную власть» в Луганском регионе.
Итак, в «ЛНР»-«ДНР» буквально каждое их информационных направлений работает по отлаженному механизму, который управляется и финансируется Кремлем.
Активизация психологического компонента информационных операций
В зоне донецкого конфликта Россия создала систему информационного влияния по формированию необходимого мнения у местного населения. Однако, у этой системы оказался недостаток – местное население со временем перестает доверять пропагандистам из России.
С подобной практикой столкнулись фашисты в 1942 г., которые вслед за военными пропагандистами на оккупированных территориях создавали специальные структуры пропаганды из местных жителей. Упор делался на низовые звенья оккупационной администрации, в которые отбирались представители населения – старосты, бургомистры и другие чины. Они доводили народу сводки немецкого командования, раздавали листовки и газеты. Для этого, их готовили на специальных курсах. Руководство такой системой возлагалось на службу пропаганды Германии в восточных регионах (отдел «Винета»).
Подобная схема сейчас реализуется в оккупированных регионах Донбасса.
По имеющимся данным, в Луганске плотно работают сотрудники ФСБ России, главной задачей которых является создание инфраструктуры безопасности в оккупированных регионах Украины. В сферу влияния ФСБ в захваченных областях входят пограничные и контрразведывательные мероприятия, политическая и информационная безопасность и другие функции. Предусмотрено, что в регионе будет функционировать элемент координации информационно-психологических операций (3-4 чел.) с задачей сформировать у местной аудитории симпатии к режиму «Новороссии».
По опыту проведения подобных мероприятий в Абхазии, Южной Осетии, Киргизстане, основными направлениями пропаганды России на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областях являются:
- подрыв доверия у населения «ЛНР» и «ДНР» к руководителям украинского государства;
- формирование у населения качеств «нового российского патриотизма»;
- поднятие у населения уровня политической активности;
- оправдание оккупации Донбасса освобождением от «украинского национализма»;
- распространение мифов об историческом прошлом «Новороссии»;
- обоснование мнения о том, что войну развязала «киевская хунта»;
- изображение «недостатков» европейской интеграции и демонстрация преимуществ союза с Россией;
- распространения суждений о том, что российские войска не воюют в «Новороссии», а только силы добровольного народного ополчения сражаются с войсками Киева;
- создание уверенности в том, что «народное ополчение Донбасса» поддерживается «могучей» Россией, которая не оставит в беде братский народ.
Для реализации таких замыслов предполагается создание низового звена оккупационной администрации и инструктивной группы.
В качестве низовых структур пропаганды планируется использовать представителей местных органов власти, авторитетных жителей и общественные организации.
В задачи инструктивной группы будет входить:
- организация мониторинга морально-психологического состояния населения и социально-психологической ситуации региона с возможным привлечением структур Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ);
- проведение мероприятий информационных операций;
- взаимодействие с политическими, религиозными. информационными, общественными организациями по вопросам реализации задач информационных операций и другие.
Создав систему информационно-психологических операций по опыту непризнанных республик, Кремль будет намереваться сформировать собственную идеологическую платформу в Украине по примеру геббельсовской пропаганды на оккупированных территориях в 1942 г.
***
Таким образом, помимо наращивания военных возможностей на оккупированных территориях, спецслужбы России создают пропагандистский потенциал тактического уровня.
Основной упор пропаганды на территории оккупированного Донбасса буде сделан на формировании необходимого мнения у местного населения по поддержанию режима «Новороссии». Для этого, специалисты российских спецслужб привлекают местных жителей, а также используют существующий потенциал регионального информационного влияния – телевидение, радио, СМИ, общественные организации.
При этом, Россия активно проводит мероприятия по созданию системы пропаганды в «Новороссии», ее финансировании и ее технической поддержке.
Бесспорно, в этой связи Украине следует организовать собственную систему информационной борьбы, которая смогла бы выполнять функции контрпропаганды, а также осуществлять необходимое информационное влияние в интересах Украинского государства. На данный момент основы такой системы уже созданы, однако украинский информационный потенциал требует наращивания.
Вячеслав Гусаров, ИАЦ РНБО