ЗНАКОМТЕСЬ С ИСТОРИЕЙ ПРЕКРАСНЕЙШЕЙ ПОРОДЫ ШИ-ТЦУ -СОБАЧКА-ЛЕВ, СОБАЧКА-ХРИЗАНТЕМА, СОБАЧКА - ПРИНОСЯЩАЯ СЧАСТЬЕ В ДОМ!!!
Происхождение породы Ши-тцу, также как и многих других собак с азиатскими корнями, по сей день остается частично покрыто тайной. При этом совершенно ясным остается тот факт, что корни породы находятся как в Тибете, так и в Китае. Сегодня ши-тцу классифицируют как китайскую, однако многие собаководы считают ее скорее тибетской чем китайской. Несомненно, на протяжении многих веков между китайскими и тибетскими породами собак было много путаницы и смешения.
Хотя в истории бывали времена, когда китайцы и тибетцы довольно сердечно сотрудничали друг с другом, начиная с седьмого века между ними постоянно шла борьба в том или ином виде, и безопасный проезд из одной страны в другую не всегда был гарантирован. В качестве дипломатического акта представители тибетской знати брали себе китайских невест, причем нередко королевского звания, также представители этих двух великих культур обменивались между собой и подарками. В обеих культурах в изобилии присутствует мифология, и важно иметь в виду, что исторические записи в Тибете не велись примерно до 639г. Утверждают, что порода тибетский терьер ( представители которой очевидно, являются близкими родстьвенниками ши-тцу и которая всегда ассоциировалась с Тибетом, а не с Китаем) существовала уже в 800г до н.э.оДНАКО НЕТ НИКАКИХ РЕАЛЬНЫХ ПИСЬМЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ЭТОГО ТАК ЧТО ПОДОБНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ ТРУДНО ОБОСНОВАТЬ.иЗВЕСТНО, ЧТО БУДДА МАНДЖУСРИ, основоположник учения, путешествует, как простой жрец с маленькой собачкой ха-па. Эта собачка обладает способностью мгновенно превращаться во льва и позволяет БУДДЕ ехать верхом у себя на спине. Императоры Манчжурские, которых называли "Солнцем" и "сыновьями небес", относились к этой маленькой "собаке - льву" или "льву - собаке" БУДДЫ с большим почтением. Именно со снежным львом, который считается царем зверей, самым теснейшим образом связаны такие породы собак, как Ши-тцу и, разумеется тибетский терьер.
Причина, по которой именно Тибет считается самым древним "родовым домом" ши-тцу, заключается в том, что в древности собак отдавали в качестве дани для безопасного проезда из Тибета в Китай. В Тибете собак никогда не продавали, а только дарили.
Говорили, что в этих маленьких лохматых собачках заключены души монахов, согрешивших в своей предыдущей жизни.
Буддисты, разумеется, твердо верят в теорию реинкарнации.
Существовала легенда, что душа монаха, который грешил в своей прошлой жизни, возрождалась в теле маленькой собачки. Эти умные маленькие собачки считались священными.
Очень много легенд о них сложили в Тибете, так и в Китае. Одна из них гласит: Будда путешествовал с такой собачкой, она могла по его желанию превратиться во льва, давая возможность божеству ехать на его спине. Так появилось одно из первоначальных названий этой породы - "львиная собачка". Лев священное и почетаемое животное буддизма, хоть и не обитающее ни в Тибете, ни в Китае. И "Ши-тцу" переводится как "лев".
В - СЕРЕДИНЕ XVIII века далай-лама Тибета подарил несколько "львиных собачек" "особо почетным гостям", которые были русскими, но, к сожалению, их украли прежде, чем наши соотечественники достигли границ России. Тибетцы никогда не продавали своих собак, а дарили их, причем только щенков, в знак глубокого уважения или в качестве подарка за безопасный караванный путь в Китай, который продолжался от 8 до 10 месяцев. Безусловно, собаки, сопровождавшие караван, были крупнее и крепче тех, которых дарили правители Тибета китайским императорам. Отсюда, может быть, и достаточно большая разница в размерах современных ши-тцу."Караванные" собаки очень высоко почитались, но вряд ли были священными. Но, они тоже внесли свой вклад в развитие породы.
В 1908 г. далай-лама, в качестве признательности, подарил пару львиных собачек вдовствующей императрице Цыси (Tzu-Hsi). Она высоко ценила этот прекрасный подарок и проявила большой интерес к собакам и их разведению. В ее дворце содержалось около 100 пекинесов, но она очень строго следила за тем, чтобы эти две породы не смешивались, и сама наблюдала за их разведением и благоденствием. Уход за ними был поручен евнухам императорского дворца. Живописные портреты самых выдающихся животных были изображены на шелковых свитках. Цыси предпочитала "золотой" окрас (цвет китайского императорского дома) и разводила главным образом собак этого окраса с симметричными отметинами, уделяя особое внимание белому пятну на голове. Она считала ее отметиной высшего качества, сделанной самим Буддой. Эти львиные собаки были не только широко известны за пределами дворца, но, говорят, любого, незаконно завладевшего хотя бы одной из них, приговаривали к смертной казни. Однако, думается, что щенков, которые не подходили под строгие стандарты императрицы Цыси, евнухи тайно продавали за пределы дворца.
После смерти императрицы разведению собак перестали придавать такое важное значение. Молодой император не интересовался собаками, и разведение продолжалось евнухами уже по воле случая. По всей вероятности годами китайцы изменяли маленького тибетца, приводя его во все большее соответствие со своими представлениями о "львиной собачке": укорачивание носа и конечностей, расширение головы, удлинение шерсти. Возможно, имело место экспериментальное скрещивание с пекинесами, китайскими мопсами, мальтезами и другими маленькими собачками, которые были завезены в Китай из Персии, Турции, России.
Правление маньчжурской династии закончилось в 1911 г. Страна была охвачена гражданской войной. В 1924 г. император был вынужден бежать из Пекина. Лишь несколько уцелевших евнухов продолжали заниматься породой. Но в начале 30-х годов в Пекине и Шанхае стали проводиться выставки собак, и "львиная собачка" становится популярной выставочной породой. Она была разделена на два класса: легче и тяжелее 12 фунтов (что составляет 5,4 кг), и каждый класс оценивался отдельно. Но, по свидетельству китайской принцессы Деp-Лин (Der Ling), обучавшейся в Сорбонне, в императорском дворце не было ни одной собаки, весившей больше 5,5 кг.
Японское вторжение 1937 г. положило конец выставкам. Последний удар породе был нанесен в 1949 г., когда Коммунистическая партия Китая, придя к власти, приказала уничтожить всех собак вообще.
О существовании этой обворожительной маленькой собачки стало известно на Западе лишь в конце 10-х гг., несмотря на то, что отдельные экземпляры подобных собак европейцы привозили с Востока и раньше.
Существует много исторических свидетельств о первых попытках европейцев приобрести ши-тцу: о суках, которые оказались почему-то бесплодными, о трагической гибели отличных взрослых собак, о щенках, которых перед продажей кормили порошкообразным стеклом, которые погибнут, прежде чем достигнут своего нового дома на Западе.
Чем объяснить популярность этой породы? О ши-тцу говорят, что они гораздо ближе к людям, чем к собакам, и ничто так не ценят, как любовь и внимание людей. По словам мадам Лу Цзэ Йен Ли (Lu Zee Yen Lee), кинолога, давшего в 1935 г. прекрасное подробное описание ши-тцу, "независимость, объединенная с чувством привязанности, редко так бывает соединена в одной породе".
Ши-тцу пленяет людей своим необычным видом: голова украшена топ-нотом (top-knot), а длинная борода и усы придают ей забавное сходство с маленьким китайским мандарином; роскошная шерсть королевской мантией струится по земле, хвост задорно закинут на спину, движения напоминают старинный корабль, под всеми парусами выходящий из гавани, но главное очарование этой собаки - ее преданный и одновременно независимый характер, а также яркая индивидуальность каждого отдельного представителя породы.